Яндекс.Метрика

Методические подходы технико- технологической модернизации сельскохозяйственного производства государств-членов еаэс

Создание конкурентоспособного Евразийского агропродовольственного рынка с возрастающим использованием инновационных технологий может быть достигнута за счет снижения затрат на производство продукции или увеличения объемов и улучшения ее качественных показателей. В статье рассмотрены методологические подходы технико-технологической модернизации сельскохозяйственного производства государств-членов ЕАЭС. Обоснована целесообразность использования экономико-математической модели дробно-линейного программирования с критерием максимума эффективности «живого труда» для обоснования оптимальной стратегии формирования, пополнения или обновления машинно-тракторного парка сельскохозяйственных организаций. Такой подход позволяет оценивать экономическую эффективность различных стратегий с учетом страновых особенностей производства и ресурсных возможностей сельхозтоваропроизводителей различных государств. Результатом оптимизации машинно-тракторного парка государств-членов ЕАЭС является номенклатурный и количественный состав техники, которую необходимо приобрести.

Институциональный базис и механизм управления земельными ресурсами в сельском муниципальном образовании

Цель статьи - проблемная диагностика системы управления земельными ресурсами на примере Грозненского муниципального района. В результате исследования выявлена сложная структура, противоречивость и многосубъектность властно-имущественных отношений, незавершенная спецификация и существенная регламентация (с правом вето, прежде всего, по поводу оборота сельхозземель) управленческих функций местных органов власти. Проведенное исследование позволило выявить такие проблемы в управлении земельными ресурсами в Грозненском районе, как: кадровый дефицит в контрольно-надзорной сфере; неопределенность имущественного статуса ряда муниципальных земель; нечеткое разграничение полномочий, сфер ответственности, размытая субъектность и слабое предметное взаимодействие между сельскими поселениями и муниципальным районом; низкая доля земельных платежей в доходной части районного и поселенческих бюджетов. Сделан вывод, что оптимизация управленческих решений в земельной сфере может быть обеспечена на основе многоуровневой актуализации исполнительно-распорядительных функций, учитывающих постоянные земельные трансформации в стране; придания муниципальной земельной политике инвестиционной направленности путем создания в границах района зоны территориального развития, формирования активов муниципального земельного фонда в качестве земельно-имущественного обеспечения инвестиционных обязательств, а также более четкого разграничения земельных полномочий и сфер ответственности между администрациями района и сельских поселений.

Государственная поддержка сельского хозяйства регионов россии: особенности и практика реализации

Государственная поддержка сельскохозяйственного производства является объективной необходимостью, которая заключается в экономической основе отличия положения сельскохозяйственного товаропроизводителя от состояния всех остальных участников рыночных отношений, так как сельское хозяйство неконкурентоспособно на свободном рынке в сравнении с другими участниками экономики. В статье рассмотрены и проанализированы объемы программ государственной поддержки в Ставропольском крае в сравнении с Краснодарским краем, Республикой Татарстан, Белгородской и Калининградской областями. Объем финансирования государственной программы по всем направлениям составляет 2220776 млн руб. При этом бюджетные ассигнования федерального бюджета составили 76,4‰. Наибольший объем финансового обеспечения по программам поддержки сельского хозяйства приходится на Белгородскую область - 170571,8 млн руб. Наибольший удельный вес в объеме финансирования занимает подпрограмма поддержки растениеводства. В Ставропольском крае данная подпрограмма составляет 42,6‰, в Республике Татарстан - 38,1‰.

Инвестиционные ресурсы инновационной политики региона

Необходимость ориентации всех отраслей национальной экономики и особенно ее аграрной сферы на инновационные рельсы диктуется требованием времени. Основная проблема сегодняшнего дня - поиск инвестиционных ресурсов на инновационную деятельность. Экономические санкции серьезно усугубляют этот ключевой для развития России процесс и, особенно в ее аграрном секторе, где существуют большие трудности с финансовой поддержкой инноваций. В зависимости от экономических условий, финансовых возможностей, степени риска следует определить наиболее приемлемую структуру инвестиций в инновации. Инновационная деятельность в регионе остается на невысоком уровне, особенно в агропромышленном комплексе. Тем не менее, суммарные расходы на инновации в регионе к концу 2017 года выросли ровно в два раза в сравнении с 2010 годом и составили сумму в размере 5617,7 млн руб. Для региона собственные источники являются принципиально доминирующими, удельный вес которых существенно выше, чем по РФ и ЦФО, в последние годы их удельный вес достигает уровня 74,9‰, что является свидетельством высокой самостоятельности региона в финансовой поддержке инноваций. Федеральный бюджет недостаточно активно участвует в финансировании инноваций в регионе, т.к. в два раза меньше оказывает ему помощи целевыми ресурсами, направленными на их финансирование. В приоритете региональной финансовой политики остается финансирование технологических инноваций. Региону следует пересмотреть инновационную политику со смещением акцента в сторону финансового обеспечения агропромышленного комплекса.

Цифровое сельского хозяйство: современное состояние, проблемы и перспективы развития

Цель исследования - оценка потенциальных возможностей и резервов развития сельского хозяйства. В статье представлен сравнительный анализ индикаторов уровня развития сельскохозяйственного производства России и развитых мировых экономик, что подтверждает наличие потенциала развития отечественного агробизнеса. Выделены следующие проблемы в инновационном развитии отрасли: низкий уровень использования потенциала сельскохозяйственных отраслей, отставание в производительности труда, недостаточность инвестиций, низкая доступность инновационных разработок, закредитованность производителей. Автором предложена модель «Цифровое сельское хозяйство», отличающаяся горизонтальным характером, в которой в качестве системного интегратора и коммуникатора выступает ИТ-платформа. Цифровая инновационная модель развития экономики должна активировать очевидные и скрытые резервы путем решения конкретных прикладных задач и преодоления существующих ограничений.

Корпоративная экономика в системе продовольственной безопасности региона

Укрупнение и интеграция хозяйствующих субъектов - объективный процесс развития экономики страны, связанный с концентрацией капитала и развитием производительных сил. В агропродовольственном комплексе наиболее распространенной формой интеграции являются холдинговые объединения. Функционирование региональных агрохолдингов обуславливает повышение самообеспеченности региона продовольствием. Однако концентрация производства в одном агрохолдинге приводит к экономическому доминированию на продовольственном рынке. Это дает возможность контролировать рыночную ситуацию, устанавливать высокие оптово-отпускные цены на свою продукцию и иметь преференции от региональных органов власти. Однако приоритеты и интересы агрохолдингов со временем меняются. Они могут расширить географию своего присутствия. При этом возникают риски вывода с территории производственных активов и преднамеренного банкротства. Это делает уязвимым продовольственное обеспечение региона. При выборе региона для размещения новых производств значительное влияние оказывает потенциал спроса на продукты питания, покупательная способность населения, а также создаваемые органами власти условия для ведения бизнеса. В связи с дифференциацией регионов по уровню социально-экономического развития межрегиональные агрохолдинги оказывают двойственное влияние на функционирование продовольственных рынков и продовольственную безопасность регионов размещения. Регион, являющийся сырьевой зоной, становится уязвимым в вопросах продовольственного обеспечения.

Эффективность использования земельных ресурсов в регионе

В статье вопросы использования земельных ресурсов в аграрной сфере рассмотрены на примере Воронежской области. В процессе анализа установлено, что в исследуемом регионе сельскохозяйственная освоенность и распаханность территории несколько ниже, чем в других регионах ЦЧР, но существенно выше средних показателей по ЦФО. За годы реформ в области сократились площади сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни, что обусловлено не только ослаблением государственного регулирования земельных отношений, но и динамизмом институциональных преобразований, неопределенностью состояния земельных долей у собственников. Произошли изменения в структуре посевных площадей в регионе: сокращение площади посевов зерновых культур, сахарной свеклы и особенно кормовых культур, значительное увеличение посевов подсолнечника и сои. Несмотря на снижение содержания в пахотных землях региона гумуса, подвижных соединений фосфора и калия, с 1990 по 2017 г. уровень урожайности зерновых и зернобобовых культур возрос в 1,5 раза, а сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля и овощей - более чем в 2 раза. На основе проведенного анализа использования земельных ресурсов были определены как позитивные, так и негативные тенденции их использования.

Методический подход к оценке уровня развития субъектов рынка молока и молочной продукции в рф

Разработка стратегии развития любого рынка включает в себя множество этапов, однако традиционно начальным является оценка его текущего состояния. Цель исследования - обоснование методического подхода к оценке уровня развития субъектов рынка молока и молочной продукции. В основе методического подхода лежит расчет интегральных показателей на основе индексов эффективности и развития каждого звена цепи «сельскохозяйственный производитель - перерабатывающая промышленность - торговые предприятия - конечный потребитель». Отличительной особенностью методического подхода является попарная оценка субъектов цепи воспроизводства, требующих наибольшей согласованности: «производитель - перерабатывающая промышленность», «торговые организации - конечный потребитель» (группировка произведена на основе анализа ретроспективных данных). Апробация разработанного методического подхода позволила оценить взаимосвязь межхозяйственных процессов и эффективности всех субъектов цепи воспроизводства, что в конечном итоге помогло в поиске оптимальных решений и разработке приоритетных направлений дальнейшего развития рынка молока и молочной продукции РФ.

Фискальная политика в пивоваренной промышленности

Уровень развития пивоваренной промышленности во многом определяет развитие и эффективность функционирования смежных с ней отраслей. Пивоварение всегда было бизнесом, приносящим высокий доход, что обусловлено значительным спросом на пиво со стороны населения страны. В целях увеличения налоговых поступлений от пивоваренной отрасли и сокращения потребления пива населением в динамике наблюдается увеличение ставки акциза. Вместе с тем, снижение спроса на пиво со стороны населения негативно сказывается на предприятиях отрасли, которые имеют важное значение для экономики многих субъектов РФ, к которым относиться и Нижегородская область. Все это ведет к стремлению предприятий уйти с легального рынка, а населения с низким уровнем доходов перейти на потребление алкогольной продукции низкого качества, в том числе и на потребление суррогатного алкоголя. В статье рассматривается значение пивоваренной промышленности для экономики аграрного бизнеса и региональных бюджетов. Отмечается высокая дисциплинированность субъектов отрасли в уплате акцизов. Рассматривается противоречивость правового и налогового регулирования пивоваренной промышленности в контексте социально-экономических последствий для региона. Акцентируется внимание на значении пивоваренной отрасли в условиях повышения ставок акцизов, как значимом источнике пополнения государственного бюджета.