Яндекс.Метрика

Трансформационные эффекты перехода к цифровой экономике

Цифровая экономика рассматривается как уровень развития системы общественного производства, предполагающий массовое использование цифровых и информационно-коммуникационных технологий и позволяющий принципиально модернизировать систему межсубъектных взаимодействий, а цифровая трансформация - как процесс перехода социально-экономических систем на данный уровень развития. Управление процессами цифровой трансформации следует рассматривать, в первую очередь, как управление изменениями на уровнях государства, отраслей экономики и сфер деятельности, отдельных хозяйствующих субъектов и индивидов. Цифровая трансформация экономики не может носить фрагментарный характер, она должна охватывать все стадии воспроизводственного процесса. Глобальная цель цифровой трансформации заключается в формировании нового информационно - технологического континуума как качественно иной среды общественного развития. Система локальных целей цифровой трансформации отражает совокупность направлений возникновения ожидаемых трансформационных эффектов. Цифровизация экономики порождает не только положительные, но и отрицательные трансформационные эффекты, связанные с негативными последствиями масштабного внедрения цифровых технологий в общественную жизнь и цифровой экспансии во все сферы жизнедеятельности человека. В качестве основных угроз указываются сокращение занятости населения, примитивизация трудовых функций и снижение требований к творческому потенциалу человека, ослабление управляющей, координирующей и контролирующей роли государства, трансформация моделей экономического поведения хозяйствующих субъектов, высокая скорость и интенсивность изменений, возможность усиления цифрового неравенства и дисбаланса процессов цифровизации, активизация киберпреступности. Описывается круг задач, стоящих перед государством, бизнесом и индивидами, решение которых позволит минимизировать отрицательные трансформационные эффекты и последствия выявленных угроз.

Стратегические направления развития системы управления региональным апк

Дана оценка современному состоянию и функционированию системы управления на государственном и хозяйственно-экономическом уровне в условиях развития цифровой экономики. Обоснованы приоритетные принципы построения управления развитием в региональном АПК с использованием элементов цифровой экономики. Намечены пути и способы модернизации системы управления, способствующих развитию экономики подотрасли и сельских территорий. Предложен алгоритм построения наиболее эффективной системы управления развития региональным АПК, где должно осуществляться сочетание цифровой трансформации самого аграрного производства и других подотраслей агропромышленного комплекса с различным набором компетенций. Совершенствование системы управления на региональном уровне в АПК должно осуществляться на эффективном взаимодействии государственных и муниципальных органов власти и организаций АПК региона, независимо от форм собственности и их отраслевой принадлежности, где должно предусматриваться совершенствование аграрного производственного процесса и обеспечение отрасли необходимыми ресурсами в условиях проникновения современных информационных технологий в агробизнес и цифровизации региональных и организационно-экономических направлений.

Анализ экологической устойчивости

В статье рассмотрены теоретические аспекты анализа экологической устойчивости сельскохозяйственных организаций на материалах Волгоградской области. Анализа экологической устойчивости включает исследование условий функционирования сельскохозяйственных организаций, оценку уровня деградации почв, водообеспеченность, объемы мелиорации, внесение удобрений и т.п. В статье представлена характеристика качества почв Волгоградской области, проанализировано состояние мелиорации, объемы вносимых минеральных удобрений. Волгоградская область находится в зоне рискованного земледелия. Для области характерны засухи, причем в последние годы наблюдается стойкая тенденция к увеличению засушливых периодов. Важнейшим условием эффективного ведения сельского хозяйства в регионе являются обводнение и орошение. Удельный вес удобренной площади минеральными удобрениями в 2017 году составил 52‰ в общем объеме посевной площади.

Молочное скотоводство россии: экономические проблемы и пути их решения

При написании статьи использованы основные положения доклада на бюро Отделения сельскохозяйственных наук РАН 31.01.2019 г. Выделены основные причины сложившейся ситуации на рынке молока и молочных продуктов, в т.ч.: снижение общей емкости рынка молока и неуклонный рост его себестоимости; неэквивалентность обмена, связанная с нерациональным ценообразованием на молоко; продолжающееся сокращение поголовья коров, особенно в хозяйствах населения; низкая товарность производства молока, особенно в хозяйствах населения; низкие темпы прироста производства молока за счет незначительного количества вновь построенных, реконструированных и модернизированных молочных комплексов и ферм. Предложены меры повышения устойчивости ведения отечественного молочного скотоводства: переход от регулирования к управлению, от прогнозирования к планированию развития молочного скотоводства через установление государственного задания не только по объемам производства молока для каждого региона, но по росту поголовья коров; создать эффективный механизм государственного воздействия, направленный на повышение эффективности и конкурентоспособности молочного скотоводства; не допустить снижения производства молока в стране в условиях неуклонного сокращения его производства в хозяйствах населения; наращивать отечественные племенные ресурсы ведущих пород молочного скота; улучшить механизм распределения бюджетных средств; улучшить законодательное обеспечение системы мер развития молочного скотоводства.

Формирование «молочного пояса» как фактор реализации экспортного потенциала апк россии

Объективные и субъективные факторы определяют производственную эффективность различных видов сельскохозяйственной продукции в регионах. Оценка региональных сравнительных преимуществ производства молока и товарной продукции растениеводства, их учет при принятии решений повысят результативность и эффективность государственной поддержки инвестиционной деятельности в АПК при определении её приоритетов, направлений и форм, что необходимо для решения задач продовольственной безопасности и увеличения объемов экспорта продукции АПК до 45 млрд долл. к 2024 году. В статье предложены методы оценки и определены регионы Европейской части России, обладающие сравнительными преимуществами производства молока, объективными предпосылками устойчивого наращивания объемов его производства, способные сформировать «молочный пояс» России.

Анализ основных тенденций развития молочного скотоводства в условиях инновационного развития региона

В статье исследованы особенности развития регионального рынка молока и молокопродуктов. Выявлено резкое снижение производственных показателей отрасли в 2017 году. Проанализирована эффективность молочного скотоводства в разрезе природно-климатических зон края. Определены лидеры среди сельскохозяйственных организаций, положительный опыт которых необходимо тиражировать для повышения эффективности отрасли в целом. Наиболее перспективными районами для развития молочного скотоводства являются районы южной (прикурортной) и западной зон края. Выделены проблемы, возникшие с необходимостью импортозамещения молочной продукции в крае. Определены возможности развития молочного скотоводства в крае на инновационной основе, а также барьеры, препятствующие хозяйствующим субъектам их реализовать.

Прогнозная оценка развития скотоводства воронежской области

Для решения задач прогнозирования предлагается комплексное использование нормативного метода, позволяющего определить индикаторы, отражающие цели развития, и метода экспоненциального сглаживания с демпфированным трендом, решающего задачу оценки реальности поставленных целей и обоснования динамики их достижения. В качестве целей развития скотоводства области используются индикаторы, указанные в Стратегии социально-экономического развития региона и отражающие ожидаемое состояние отрасли. Прогнозные расчеты развития молочного и мясного скотоводства в регионе проводились по трем сценариям: инерционному, базовому и компромиссному. Для достижения параметров базового сценария развития при сохранении тенденций роста молочной и мясной продуктивности крупного рогатого скота к 2025 г. необходимо будет увеличить среднегодовое поголовье КРС в хозяйствах всех категорий Воронежской области до 511,0 тыс. гол. среднегодовое поголовье коров в сельскохозяйственных организациях - до 154,8 тыс. гол., в крестьянских (фермерских) хозяйствах - до 17,9 тыс. гол. при сокращении поголовья коров в хозяйствах населения до 25,0 тыс. гол. Реализация базового сценария позволит обеспечить рост производства молока на 27,3‰, а мяса крупного рогатого скота - на 6,2‰ (в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 32,1‰). Уровень рентабельности скотоводства в сельскохозяйственных организациях региона к 2025 г. при обеспечении условий базового варианта развития может достичь 23-25‰ без учета субсидий, выход специализированного мясного скотоводства на уровень устойчивой безубыточности без учета субсидий ожидается на ранее 2030 г.

Методологические подходы к моделированию адаптации сельского хозяйства к долгосрочным климатическим изменениям

В статье предложена модель оптимизации трансформации структуры региональных агропродовольственных систем с учетом глобального изменения климата. Эта модель реализована на основе нового упрощенного подхода решения задачи размещения сельскохозяйственных культур в регионе при изменении климата. Рассматривались два варианта реализации регионом адаптивных стратегий, отличающихся бюджетными ограничениями и связанными с ними скоростями трансформации отраслей растениеводства. Результаты этих стратегий выражены в виде прироста дисконтированной прибыли. Корректировки отраслевой структуры региональной агропродовольственной системы могут служить основой для формирования элементов аграрной политики.

Выявление оптимальной структуры институциональной среды сельского хозяйства формирующей устойчивый рост

Цель статьи - разработка критерия оптимальности институциональной структуры сельского хозяйства (соотношения различных типов сельскохозяйственных предприятий и организаций). Исследован уровень структурированности институциональной среды как фактора, оказывающего влияние на устойчивость институциональной среды, а через нее также на темпы и продолжительность экономического роста в сельском хозяйстве. Разработан критерий оценки эффективности институциональной структуры отрасли на основе преобразованного ряда Фибоначчи. По данным переписи распределение институтов в сельском хозяйстве Кабардино-Балкарской Республикой сместилось в сторону ухудшения гармонии. Постулированные предложения формализованы и квантифицированы. Сформулированы правила влияния структурированности институциональной среды на ее устойчивость и экономическую динамику отрасли. Для обеспечения роста необходим новый институциональный толчок, т.е. изменение существующей институциональной системы.

Оценка влияния продовольственного эмбарго на рынок мяса

Введение продовольственного эмбарго повлияло на условия функционирования рынка, вследствие чего изменились ключевые параметры продовольственного баланса мяса и мясопродуктов: производство, потребление, экспорт и импорт. Основным моментом стало неизбежное ограничение импорта и, как следствие, повышение цен. Основу исследования составили данные преимущественно из зарубежных источников. Впервые для изучения влияния продовольственного эмбарго предложено разделить периоды условно на два этапа: до и после применения ограничительных мер. Результаты анализа показывают, что на современном этапе существует дефицит производства по всем основным видам мяса без исключения. Однако приоритет остается за производством мяса птицы, объемы потребления которого составляют половину всех мясных ресурсов. Это обусловлено в первую очередь низкими ценами, что в условиях снижения реальных доходов населения оказало главное влияние на формирование спроса. Согласно рациональным нормам питания диспропорции потребления продолжают существовать. Ограничительные меры, принятые государством, следует рассматривать, как увеличение финансовой нагрузки на конечного потребителя, в то время как бюджетная поддержка, имеет тенденцию сокращения. Предложенная модель зависимости производства мяса и мясопродуктов от основных факторов дает основание полагать, что потребление остается недооцененным с позиции развития сельскохозяйственного производства. Предложена внутренняя продовольственная помощь для стимулирования последнего.