В статье представлены основные положения доклада на годичном собрании Отделения сельскохозяйственных наук РАН 22 апреля 2019 г. Вследствие отсутствия комплексных тем исследований, они далеко неоднозначны и равноценны по важности решаемых проблем, их научной и практической значимости. Беспокойство вызывает возможность внедрения результатов научных исследований, отсутствие полноценного информационного их обеспечения, низкий уровень привлечения молодых кадров. Необходимо, чтобы приоритет отрасли оставался общей стратегией ее развития преимущественно опережающего, а не догоняющего типа вне зависимости от наличия многих внутренних и внешних рисков и угроз.
Современное сельское хозяйство демонстрирует относительно высокие темпы роста производства. Для решения поставленных задач по созданию высокопроизводительного экспортно-ориентированного аграрного сектора необходима реализация инновационной модели развития отрасли, устойчивый приток эффективных инноваций в сельскохозяйственное производство. В ходе исследования выявлены особенности научно-технологического развития сельского хозяйства: недофинансирование аграрной науки, закупка преимущественно импортных технологий, низкий уровень внедрения отечественных научных разработок и технологий. Для решения этих проблем предложены мероприятия по созданию финансовых институтов для непрерывного финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла, развитию инновационной инфраструктуры, модернизации АПК, повышению спроса на инновационную продукцию, росту финансирования аграрной науки.
Повышение национальной конкурентоспособности, обеспечение стабильного экономического и технологического развития и формирования человеческого капитала, представляются невозможными без развития экспортного потенциала российских отраслей. Сегодня возможности присутствия отдельных регионов Российской Федерации на мировых рынках определяют отношение к их экспортному потенциалу как к мерилу конкурентоспособности производимой продукции в международной торговле. В статье представлено авторское определение экспортного потенциала агропродовольственного рынка, схематически отображены региональные показатели и ресурсы, стимулирующие экспортный потенциал, определены перспективные направления государственного содействия экспортному потенциалу агропродовольственного рынка, а также даны рекомендации по дальнейшему развитию экспорта.
В статье анализируются тенденции формирования товарных потоков на рыбопродуктовых рынках регионов мира и региональном рынке Новосибирской области. В глобальном масштабе за 20-летний период наблюдается увеличение потребления рыбы в свежем виде, что обусловлено совершенствованием процессов логистики и наращиванием объемов производства аквакультуры. Причем наиболее ценные виды морепродуктов (креветки, лосось, тунец) поступают преимущественно на рынки наиболее развитых регионов, а мелкие пелагические виды рыб продаются в больших количествах потребителям с низкими доходами в развивающихся странах. В качестве основных детерминант, характеризующих товарные потоки, приняты структура производства рыбных продуктов и их распределения, степень конкуренции между рыночными агентами, рентабельность продаж различных видов рыбопродукции. В российском экспорте рыба без глубокой переработки занимает около 80‰, тогда как 70‰ импорта приходится на недорогую мороженую рыбу. Выявлено, что сектор рынка поставщиков свежемороженой импортной рыбы является высококонцентрированным в регионе, отдаленном от мест добычи водных биоресурсов. Для усиления конкуренции в секторе живой рыбы необходимо развитие местной аквакультуры.
Исследовано современное состояние пчеловодства в Иркутской области и определены его перспективы. Обоснована необходимость трансформации структуры управления отраслью пчеловодства. Предложены возможные пути развития отрасли пчеловодства. Они связаны с необходимостью увеличения производства и сбыта продуктов пчеловодства посредством кооперации частных пчеловодов с сельскохозяйственными организациями. Предложено перерабатывать и реализовывать мед специально созданной совместной процессинговой организацией.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что организационно - экономический механизм развития промышленного садоводства на инновационной основе не функционирует с должной полнотой. Наблюдаются сбои в его основных элементах – организационно- управленческом, технико-технологическом, финансово-экономическом, мотивационном и правовом. В настоящее время он весьма слабо противостоит новым вызовам. Так, доля импорта фруктов и ягод на потребительском рынке по-прежнему составляет 73‰, самообеспечение плодами и ягодами населения страны – 25‰, другими словами – критерии продовольственной безопасности по данному виду продовольствия, безусловно, не выполняются. Финансово-экономический блок не повышает инвестиционную привлекательность этой уникальной отрасли. В представленной статье с позиций поиска более эффективных форм управления и инновационного развития отрасли садоводства обобщен опыт создания инновационного научно-технологического центра «Мичуринская долина», производственные проекты которого, планируемые к реализации, направлены на усиление взаимодействия науки с реальным сектором экономики, повышение инновационной активности предприятий, конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках.
Сельскохозяйственные организации Саратовской области располагают тремя миллионами гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Все хозяйства области были разделены на группы в зависимости от размера землепользования. В самую многочисленную группу, с наименьшими размерами площадей, имеющих в распоряжении до 3 тыс. га земли на каждое хозяйство, входит 212 хозяйств. Следующая группа, состоящая из 160 хозяйств, располагает площадью земель от 3 до 10 тыс. га. Группа крупных хозяйств, с землепользованием от 10 до 20 тыс. га насчитывает 57 хозяйств. Наиболее крупные представители, располагающие от 20 тыс. га и более - 29 хозяйств, что в совокупности составляет 36,4‰ от всех земель сельскохозяйственного назначения области. Увеличение масштабов производства, переоснащение новой техникой и применение передовых технологий, позволило в среднем за последние 5 лет довести выручку на 1 крупное хозяйство до 294 млн. руб., тогда как в среднем по всем хозяйствам области она составила 67 млн рублей. Годовая выручка на 1 работника по крупным предприятиям составила 1,6 млн, по всем сельскохозяйственным организациям области - 1,5 млн рублей. Чистая прибыль на одно предприятие составила соответственно 80 и 11 млн рублей. При этом в крупных хозяйствах области чистая прибыль на 1 работника в 1,6 раза выше, чем в среднем по сельхозпредприятиям области и составила 402 тыс. рублей. По результатам исследования предложен дифференциально-производственный метод устойчивого развития сельских территорий, заключающийся в формировании фонда развития социальной сферы села из прироста чистой прибыли сельскохозяйственных организаций за счет возделывания высокодоходных традиционных и новых культур с учетом дифференцированного подхода по микрозонам области с применением ресурсосберегающих технологий и эффективном использовании факторов производства.
Рассмотрены предпосылки дифференциации стратегий сельского развития на основе концепции регионального стратегирования. Установлено, что дифференциация применяемых стратегий сельского развития предопределена неоднородностью природных, социально-экономических, демографических и прочих условий субъектов Российской Федерации. Анализ ежегодных рейтингов федерального уровня позволил выявить объективно сформировавшиеся экономически развитые и слабые регионы. К менее развитым территориям страны отнесены аграрные регионы, включая субъекты Северо-Кавказского федерального округа. Аграрным регионам в большей мере свойственна внутрирегиональная неоднородность условий сельского развития в связи с различиями в степени урбанизации и наличии городов, в близости к ним сельских территорий. Это обуславливает необходимость поиска соответствующих подходов к разработке и реализации, наряду с системами регионального стратегирования, систем территориального стратегирования сельского развития. На примере Ставропольского края рассмотрены основные компоненты таких систем и обусловленность их совокупностью сложившихся условий. При этом региональное стратегирование осуществляется в границах субъекта Федерации под руководством органов его управления, а территориальное – в пределах отдельных территорий регионов, отличающихся общностью проблем развития. Существующая сельскохозяйственная зональность территории края дополнена экономической зональностью, что позволило осуществить внутрирегиональное дифференцирование в целях территориального стратегирования сельского развития, базирующегося на инициативе снизу, человеческом капитале, малом предпринимательстве, природных и материальных ресурсах локальных территорий.
В статье анализируется сложившаяся в России система реализации производимой сельскохозяйственными производителями продукции и ее движение от поля к конечным потребителям. Основной целью работы является выявление альтернативных форм сбыта методом сравнительного сопоставления с известными формами по их важнейшим характеристикам: простоте устройства, массовости охвата производителей, скорости движения, уровню издержек, роли в формировании сбытовых и потребительских цен. В качестве альтернативных форм рассматриваются кооперативные формирования, которые в развитых государствах являются основой системы реализации сельскохозяйственной продукции и готовых продовольственных товаров, но в России используются пока ограниченно. Показаны причины и потери от недооценки роли кооперативных форм реализации в России. Обоснованы предложения по активизации работы в этом направлении. При этом акцентируется внимание на необходимость предпочтения вертикального принципа устройства кооперативных формирований, включающих завершающую стадию движения продукции к потребителям - розничную продажу. Рекомендована новая для России кооперативная форма сбыта продукции – кооператив с аукционной продажей. Более широкое использование кооперативных форм позволит сельскохозяйственным производителям, прежде всего малым, высвободить значительную часть времени, удешевить процедуру реализации, и главное - получать заслуживаемую долю добавленной стоимости за счет эффекта, получаемого на всех стадиях воспроизводственного цикла.
Страхование сельскохозяйственных рисков представляет собой важнейший инструмент финансовой защиты и стабильного развития агропромышленного комплекса, что определяет актуальность исследования. Аграрное производство в России ежегодно сталкивается с многомиллиардными потерями. Ущерб, наносимый природными катаклизмами, не просто останавливает развитие, а ставит на грань выживания сельхозтоваропроизводителей. И это касается не только мелких и средних хозяйств, но и крупных агрохолдингов, обладающих более широкими финансовыми и технологическими возможностями. Развитие аграрного сектора экономики невозможно без внедрения новых, порой дорогостоящих технологий, сортов и гибридов растений, современной сельскохозяйственной техники. Однако средства, которые можно направить на развитие, сгорают вместе с погибшим от природных катаклизмов урожаем. Одним из возможных инструментов снижения такого рода убытков аграрного производства является страхование. В статье аргументирована необходимость использования сельскохозяйственного страхования в качестве инструмента привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс. С 2012 года в России действует система страхования сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой, при которой предоставляются субсидии и средства федерального и краевого или областного бюджетов. Таким образом, система агрострахования с господдержкой в России действует уже седьмой год. Принятию закона №260-ФЗ предшествовала засуха 2010 года, в результате которой пострадало более сорока регионов страны, а ущерб превысил 48 млрд рублей. С 2017 года изменился порядок планирования показателей субсидий на агрострахование в связи с переходом к «единой субсидии». Охарактеризованы не только текущие проблемы агрострахования, связанные с изменением порядка субсидирования в 2017 году, но и концептуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере господдержки агрострахования. Сформулированы выводы о противоречивости системы российского агрострахования и необходимости его совершенствования, предложены методы по улучшению условий функционирования агрострахового рынка и стимулирования привлечения инвестиций в сельское хозяйство.