В статье сформулированы цель, задачи и принципы региональной политики социального развития сельских территорий. Проанализированы формы, методы и результаты регионального регулирования развития сельских территорий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года». Дана оценка методологических подходов к региональному регулированию развития сельских территорий, предусмотренных в государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и их возможных результатов.
В последние годы все большую популярность, как в мире, так и в регионах России, набирает этнотуризм. С точки зрения автора статьи он может стать одним из перспективных направлений этнического предпринимательства и диверсификации экономики села в Республике Башкортостан. Этнотуризм имеет наилучшие перспективы для развития в юго-восточных районах, где сконцентрировано коренное башкирское население региона и лучше сохранились его традиции и обычаи. Этнический туризм может способствовать диверсификации экономики села, открытию новых малых и средних предприятий, повышению занятости и доходов сельских жителей. Показана целесообразность корректировки региональных и муниципальных программ по социально-экономическому развитию села, малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственной производственной и потребительской кооперации, туризма и включения в них предложений по развитию этнического предпринимательства, этнической кооперации и этнотуризма.
Проблемы, характерные для сельских территорий, классифицированы по признаку возникновения на непосредственные и опосредованные. В качестве актуальных направлений развития сельских территорий определены следующие: улучшение жилищных условий сельского населения; благоустройство сельских территорий объектами социальной и инженерной инфраструктуры; обеспечение сельских территорий автодорожной инфраструктурой. В рамках данных направлений реализуется ряд мероприятий: осуществление компенсационных выплат сельским жителям для строительства или приобретения жилой площади; предоставление жилья семьям, проживающим в ветхих и аварийных домах; замена и ремонт газовых сетей; реализация комплексного благоустройства площадей на сельских территориях для компактной жилищной застройки; финансирование инициатив сельских жителей по развитию сельских территорий; строительство дорог местного значения, а также дорог регионального и межмуниципального значения для обеспечения доступа сельского населения в муниципальные центры, а также к объектам, расположенным на территориях других муниципальных районов и городских округов. Основными источниками финансирования устойчивого социально-экономического развития сельских территорий являются средства федерального и областного бюджетов. Реализация мероприятий запланирована на период с 2017 по 2020 годы. Общий объем финансирования мероприятий развития сельских территорий составил 2,25 млрд руб., где доли федерального и областного бюджетов составили 46,4‰ и 53,6‰ соответственно.
В статье рассматривается субсидирование инвестиций на примере молочных ферм стран-членов Европейского союза. Проанализированы тенденции валовых и чистых инвестиций фермерских хозяйств, выявлены взаимосвязи между доходностью фермы и объемами её государственной поддержки в виде субсидий на инвестиции и несвязанной поддержки. Отмечается наблюдаемый процесс роста капитала молочных ферм, сопровождаемый снижением количества фермерских хозяйств. На основе проведенного анализа предлагается применение механизма субсидирования инвестиций товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Российской Федерации наряду с другими мерами государственной поддержки.
На основании статистических данных 2014-2018 гг. определены место и роль сельского хозяйства в сфере развития народного хозяйства Республики Армения, а также тенденции развития отрасли. Определены основные задачи, стоящие перед сельским хозяйством. В статье рассмотрены изменения показателей сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции в среднесрочном периоде. Для оценки ряда факторов, влияющих на производительность сельского хозяйства, был проведен регрессионный анализ. В качестве зависимой переменной была взята производительность сельского хозяйства за 2004-2018 гг., а в качестве независимой переменной – число работников, занятых в сельском хозяйстве, удельный вес численности женщин в общей численности занятых в сельском хозяйстве, сумма кредитов коммерческих банков, предоставленных для кредитования сельского хозяйства и индекс физического объема сельскохозяйственной продукции. На основании результатов вышеуказанных анализов, нами предлагаются предпочтительные направления и подходы к использованию сельскохозяйственных земельных ресурсов и повышению производительности труда.
Парадигма цифровой экономики предполагает разработку новой модели воспроизводственного процесса, которая бы отвечала в полной мере требованиям перехода к устойчивому информационно-индустриальному обществу и могла бы исполнять роль основы реструктуризации АПК страны и ее регионов. Представляется, что таким требованиям может отвечать воспроизводственная модель, ориентированная на развитие природного, человеческого и воспроизводимого потенциалов. А это в свою очередь обусловливает необходимость объединения и эффективного соотношения трех видов воспроизводственных процессов: природного, духовного и материального. Такой подход к решению данной проблемы в настоящее время вполне правомерен. Деформация экономической жизни общества, искаженный характер экономических отношений ориентированы на разъединение народа, противопоставление интересов меньшинства интересам большинства народа, а не на социальную консолидацию. Осуществление реструктуризации в системе АПК потребует определенного времени, значительных ресурсов, сосредоточения интеллектуальных и духовных сил. Такой объединяющей силой может стать всеобщая цель – устойчивое развитие, повышение качества жизни населения путем всестороннего гармоничного развития человека, на основе реального подчинения этой цели деятельности потенциалов природы и общества: духовного и материального производства, эффективного их соотношения. Для перехода регионов на путь устойчивого, социально ориентированного развития нужно сделать ставку на рентный доход. Только развернув нынешний поток финансовых ресурсов в направлении инвестирования наукоемких производств, возможно обеспечить устойчивый рост экономики, повышение благосостояния граждан.
В статье рассмотрено значение цифровой трансформации сельского хозяйства в формировании агроэкономики будущего, основанной на новых принципах управления отраслью на всех уровнях. Цифровая трансформация сельского хозяйства – это увеличивающееся применение современных цифровых технологий в сфере коммуникативных взаимодействий в агробизнесе между хозяйствующими субъектами, в сфере взаимодействия субъектов агробизнеса с государственными органами и структурами, в сфере управления. Рассматриваются основные факторы и направления цифровизации агробизнеса и государственного управления АПК и сельскими территориями, возможности применения цифровых технологий в сфере межхозяйственных коммуникаций и при взаимодействии государства с хозяйствующими субъектами аграрной экономики.
В современном мире с постоянно растущим количеством населения производство продуктов питания – стратегическая задача. Применение интеллектуальных технологий позволит сделать аграрную отрасль привлекательной для инвесторов. Для внедрения интеллектуальных технологий в производство требуется реинжиниринг отраслей, связанных с производством, хранением, транспортировкой и доведением продукции до потребителя. Применение интеллектуальных систем позволит минимизировать использование внешних ресурсов (удобрений, химикатов, топлива) и максимально задействовать локальные факторы (биотопливо, органику, собственные источники энергии и пр.).
В статье рассматриваются проблемы учетно-аналитического обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Проведенные исследования показывают отрицательный баланс питательных элементов из земель сельскохозяйственного назначения, то есть происходит снижение плодородия, проявляется потребительский характер природопользования. Для эффективного использования земельных ресурсов необходима разработка и внедрение учета, учетных данных, характеризующих рациональное использование земель. Для учета связи между показателями использования природного капитала (земельных угодий) и показателями деятельности предприятия предлагается отражение земельных ресурсов в бухгалтерской (финансовой) отчётности, в соответствии с которой организуется учет всех питательных элементов (азот, фосфор, калий, гумус). Результаты исследования подтверждают необходимость внесения корректив в публичную бухгалтерскую (финансовую) отчетность сельскохозяйственных организаций в условиях цифровой экономики.
Формирование конкурентных преимуществ региона требует диагностики состояния и анализа ресурсного потенциала территории. Обладая похожими природно - рекреационными и социально-экономическими возможностями две причерноморские территории: Республика Крым и Республика Абхазия – стоят перед необходимостью выработки направлений перспективного развития. Возрождение экономических основ хозяйствования, развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, использование рекреационных ресурсов республик должно осуществляться в условиях обеспечения сбалансированного природопользования и сохранения экологического благополучия в долгосрочной перспективе. Важнейшей составляющей сложившейся социо-эколого-экономической системы республик является сельское хозяйство, вносящее существенный вклад в конкурентоспособность каждой территории. На основе диагностики статистических данных и сопоставления параметров, характеризующих состояние социо-эколого-экономических систем Республики Крым и Республики Абхазия, сделана попытка оценить конкурентоспособность регионов, включая показатели сельскохозяйственного производства в 2015 году, принятом за базу для дальнейших перспективных исследований. Базу исследования составили современные информационные источники статистических данных и нормативно-правовых актов. Выполненное исследование содержит разработанную экспериментальную модель оценки конкурентоспособности Республики Крым и Республики Абхазия, в которой использованы отобранные параметры для оценки существующего социо-эколого-экономического положения, формирующие конкурентоспособность территорий. В основе предлагаемого интегрального показателя лежит оценка степени соответствия фактических значений характеристик желаемым значениям с точки зрения государства. Уровень конкурентоспособности составил 72,3‰ по Республике Крым и 79,5‰ по Республике Абхазия, что не соответствуют идеальному с точки зрения государства значению, однако уровень интегрального показателя для Республики Крым выше показателя для Республики Абхазия на 35,2‰.