Яндекс.Метрика

Механизм управления адаптационно-институциональным обеспечением развития агропромышленных территориально-экономических систем

В статье рассматривается научно-обоснованный подход к разработке теоретико-методологического механизма и инструментария его реализации для существенного повышения научно-технического уровня управления развитием агропромышленных территориально - экономических систем в рамках государственной аграрной политики и рыночных принципов хозяйствования. Организация и функционирование современной системы управления предприятиями и организациями российского АПК и сельского хозяйства является одной из главных задач стабильно-устойчивого развития аграрной экономики, что обуславливает поиск новых форм и схем управления структурами аграрной сферы экономики как на федеральном, так и региональном уровнях. Решение в Российской Федерации таких важных проблем как обеспечение продовольственной безопасности, импортозамещения основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, устойчивого развития сельских территорий на инновационной основе практически невозможно без формирования институциональной среды, обеспечивающей эффективную внутриотраслевую, межотраслевую интеграцию и производственную специализацию агропромышленных территориально-экономических систем в субъектах РФ.

Инструменты управления закупками в региональной экономике

В статье дана характеристика этапам становления государственной политики в части управления деятельностью государственных структур посредством регламентации правил осуществления государственных закупок. Выявлена последовательность развития системы этих правил, применимость такого анализа для совершенствования правовых инструментов управления процессом закупок, определена цель такого совершенствования, состоящая в исключении или, по крайней мере, снижении использования коррупционных схем в ходе осуществления закупок в государственных учреждениях. Актуальность изучения проблемы совершенствования системы и развития государственных закупок связана с наличием тех трудностей, с которыми сталкиваются организации при соблюдении установленных правил в ходе осуществления закупок. Цель исследования заключается в выявлении тенденций развития системы закупок с целью оптимизации процесса. Данная цель определила задачу выделения периодов развития системы с использованием рефлексионного анализа и моделей функций и способов осуществления закупок. Периодизация процесса формирования системы государственных закупок проявила воздействие на её состояние рыночных отношений, а также проблему функционирования правовой составляющей управления государственными закупками. Это является основанием дальнейших исследований, направленных на совершенствование системы государственных закупок в России на основе совершенствования законов как инструмента государственного управления, способствующего исключению коррупционной составляющей в ходе их исполнения.

Экономическое значение процедур банкротства в регионально-отраслевом аспекте

В статье анализируются вопросы реализации нормативно закрепленных процедур банкротства в хозяйственной практике с учетом их народнохозяйственного значения в регионально-отраслевом разрезе. Делаются выводы о неопределенности в трактовке и применении базовых понятий, таких как «банкротство» и «несостоятельность». Объясняется взаимное влияние экономических и нормативно-правовых проявлений универсальной категории банкротства. Выделяются отраслевые особенности применения законодательства о банкротстве на примере АПК и финансовых инвестиций. Делаются выводы об особом значении государственного управления банкротством для сельскохозяйственных производителей, с учетом коренных особенностей (региональных, климатических и др.) сельского хозяйства, а также его повышенной значимости для обеспечения продовольственной безопасности страны. Выявляются некоторые ключевые проблемы формального применения законодательства о банкротстве, демонстрируемые соответствующими финансово-экономическими последствиями, приводятся обработанные статистические данные, предлагаются подходы к преодолению негативных тенденций. Предлагается выработка комплекса специальных правовых норм и регулятивных механизмов усиления защиты субъектов АПК, оказавшихся в сложной финансовой ситуации; введение полного или частичного иммунитета от банкротства для сельхозпроизводителей; возрождение специального государственного органа по типу Федеральной службы по финансовому оздоровлению, создания специализированных банкротных судов.

Инновации и инвестиции – симбиоз эффективного развития организаций апк

В современных условиях все большее значение приобретает инновационно-ориентированный подход к развитию экономики. Данное направление затрагивает и субъекты хозяйствования всех сфер АПК. Однако наиболее остро встает проблема инвестиционной привлекательности и инновационного развития для предприятий сельского хозяйства. Существующие научные разработки в этой области позволяют сделать акцент, что в развитых и экономически эффективных видах деятельности инновации необязательно рассматривать в совокупности с инвестициями, однако в отношении сельскохозяйственных организаций они неразрывны. Проведенный анализ показал, что одной из важнейших причин невозможности активного инновационного развития в сельском хозяйстве являются сокращающиеся и стареющие основные производственные фонды, а уровень инвестиций в сельское хозяйство и перерабатывающее производство недостаточен, хотя и имеет нарастающие итоги за последние пять лет. Вместе с тем сделан акцент на необходимости инновационно развивать не только хозяйствующие субъекты, но и сами сельские территории, тем самым минимизируя воздействие негативных факторов аграрного производства. Результаты проведенного исследования позволили спроектировать возможный алгоритм инновационного развития предприятий АПК и улучшения инвестиционного климата, что позволит существующим и вновь создаваемым организациям иметь совершенно новый инновационный подход к развитию и привлекать дополнительные инвестиции, расширяя их источники.

Анализ факторов, влияющих на формирование трудовых ресурсов сельского хозяйства в условиях цифровой трансформации

Цифровая трансформация оказывает существенное влияние на формирование трудовых ресурсов сельского хозяйства. Целью исследования является анализ факторов, оказывающих влияние на формирование трудовых ресурсов сельского хозяйства в условиях применения цифровых технологий. Методологический инструментарий исследования включает экспертное интервью с 47 руководителями и специалистами организаций сельского хозяйства и общеэкономические методы. На подготовительном этапе выделены технико–технологические и социально - экономические группы факторов. По мнению опрошенных, наибольшее влияние на формирование трудовых ресурсов в отрасли оказывают демографические факторы, уровень подготовки специалистов с компетенциями взаимодействия с цифровыми технологиями, снижение дефицита кадров массовых профессий, Факторам присвоены ранги значимости. Проведена комплексная оценка влияния факторов на формирования основных категорий работников. Наибольшее влияние цифровая трансформация окажет на рабочих, это может быть связно со снижением потребности в работниках, занимающихся трудом, не требующим квалификации. Среднее воздействие цифровизация окажет на формирование специалистов, что вызовет необходимость формирования у них компетенций по взаимодействию с цифровыми технологиями. В меньшей степени внедрение цифровых технологий повлияет на категорию руководители, поскольку их деятельность в меньшей степени подвергается алгоритмизации.

Оценка вклада агропродовольственной системы в развитие экономики уральского федерального округа

Проблемы развития агропродовольственной системы страны и её вклад в экономику регионов никогда не потеряют своей актуальности. Создание эффективной агропродовольственной системы с высокой добавленной стоимостью - ключ к обеспечению продовольствием населения. В данном исследовании предпринята попытка оценки вклада в экономику регионов Уральского федерального округа потенциала агропродовольственных систем, и предложены новые научные подходы к анализу ситуации в сельском хозяйстве методами национального счетоводства, внедряемыми в практику российской действительности. По результатам оценки агропродовольственной системы за 2017 год Курганская область занять первое место среди регионов Уральского федерального округа. Необходимо принятие государственных мер по ускорению внедрения стратегического планирования и управления потенциалами агропродовольственной системы регионов.