Яндекс.Метрика

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ РАЗВИТИЕМ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ


ТЮТЮНИКОВ АЛЕКСАНДР

DOI 10.32651/253-9

УДК 332.1:338.43

Выпуск № 3, Март 2025 г., статья № 2, стр. 9-14

Рубрика: Программно-целевое управление развитием агропроизводства

Ключевые слова: СЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ, РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ, РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ, МОДЕЛЬ ПРИНЦИПАЛ-АГЕНТ


Аннотация: Актуальность исследования обусловлена: 1) множественностью и разнородностью объектов управления – экономических, социальных и природных систем сельского континуума; 2) самоорганизующимся и целеустремленным характером, высоким уровнем субъектности многих из этих систем; 3) многоуровневостью субъектов, действующих в системе управления сельским развитием; 4) высокой степенью ассоциированности отдельных субъектов и объектов. Система управления сельским развитием охарактеризована как система, имеющая многоэшелонную организационно-иерархическую структуру с асимметрией информации, вышестоящие акторы которой (принципалы) вынуждены осуществлять управленческие воздействия через нижестоящих (агентов), но не могут в полной мере контролировать целеполагание и деятельность последних. В настоящем исследовании система управления сельским развитием условно подразделена на: верхний эшелон, субъекты которого описаны как принципалы первого уровня, активно влияющие на факторы внешней среды сельской экономики и формирующие ключевые экономические механизмы; средний эшелон, субъекты которого в качестве агентов должны действовать в интересах вышестоящих принципалов, однако сами также являются принципалами, например, на отраслевом или региональном уровне; нижний эшелон, субъекты которого наиболее тесно ассоциированы с управляемыми воспроизводственными подсистемами, играют роль агентов по отношению к принципалам более высоких уровней, однако могут реализовывать собственные экономические механизмы.

Авторы:
Тютюников Александр Александрович, Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района – филиал ФГБНУ «Воронежский федеральный аграрный научный центр имени В.В. Докучаева»


Библиографическая запись:

На бумажную версию:

Тютюников, А. А. Система управления сельским развитием с позиций теории экономических механизмов / А. А. Тютюников. – DOI 10.32651/253-9. – Текст : непосредственный // Экономика сельского хозяйства России. – 2025. – № 3. – (Программно-целевое управление развитием агропроизводства). – С. 9-14.

На электронную версию:

Тютюников, А. А. Система управления сельским развитием с позиций теории экономических механизмов / А. А. Тютюников. – DOI 10.32651/253-9. – Текст : электронный // Экономика сельского хозяйства России. – 2025. – № 3. – (Программно-целевое управление развитием агропроизводства). – С. 9-14. – URL: http://esxr.ru/article/4633 (дата обращения – 20.04.2025). – Режим доступа: для авториз. пользователей.

Скачать

Cкачать статью

Оформите электронную подписку и сможете скачать эту статью прямо сейчас!


THE RURAL DEVELOPMENT GOVERNANCE FRAMEWORK THROUGH THE LENS OF ECONOMIC MECHANISM DESIGN THEORY

DOI 10.32651/253-9

Issue № 3, 2025, article № 2, pages 9-14

Section: Program-target management of development of agricultural production

Keywords: RURAL DEVELOPMENT, DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES, AGRICULTURAL DEVELOPMENT, ECONOMIC MECHANISM DESIGN, PRINCIPAL-AGENT MODEL

Abstract: The relevance of this study is determined by several factors. Firstly, there is a multiplicity and diversity of management objects – economic, social, and natural systems in the rural continuum. Secondly, these systems are self-organizing, purposeful, and highly subjective. Thirdly, it is the multilevel nature of the actors operating in the rural development management system. Fourthly, there is a high degree of association between managing actors and management objects. The rural development management system is characterized by a multi-layered organizational and hierarchical structure, with information asymmetry. Higher-level actors (principals) are forced to implement managerial actions through lower-level ones (agents), but they cannot fully control their goals and activities. In this study, the rural development management system is divided into three levels: the upper level, whose subjects are first-level principals that influence environmental factors in the rural economy; the middle level, with agents acting in the interests of principals at a higher level, but who are also principals themselves at sectoral or regional levels; and the lower level, which is closely associated with production subsystems and acts as agents for higher-level principals.

Authors: Tiutiunikov Aleksandr Aleksandrovich